После бума криптовалют Европейский союз (ЕС) сделал их регулирование приоритетным. В этом контексте Европейский союз активно работает над подготовкой двух текстов, которые призваны обеспечить гармонизированную основу для криптовалют, наложить обязательства на платформы и лучше контролировать потоки. В то время как оба текста – Положение о переводе средств (TFR) и проект “Рынки криптоактивов” (MiCA 1.0) – находятся на завершающей стадии разработки, вчера между Европейским парламентом и Советом было достигнуто предварительное соглашение по TFR.
Новость была объявлена на официальном аккаунте в Twitter евродепутата Эрнеста Уртасуна.
“Мы покончим с Диким Западом нерегулируемых криптовалют, закрыв ключевые лазейки в правилах ЕС по борьбе с отмыванием денег”.
Что предусматривает Положение ЕС о FIT?
Проект Постановления TFR предусматривает распространение некоторых обязательств провайдеров платежных услуг на провайдеров услуг цифровых активов, а также в отношении перевода средств и информации о плательщике и получателе. Таким образом, данный проект постановления призван усилить борьбу с отмыванием денег, усложнив жизнь финансовым преступникам. Таким образом, Европейский Союз (ЕС) выполняет Рекомендацию 16 Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в отношении электронных переводов и Рекомендацию 15 в отношении виртуальных активов.
Похоже, что Европейский Союз выбрал “сильное” регулирование, что очень жаль, учитывая “отсталость” некоторых европейских стран в области криптографии. Действительно, ограничения, налагаемые Европейским Союзом, могут замедлить развитие инноваций на европейской территории. Речь идет об определенных обязательствах, налагаемых на платформы, но также, косвенно, и на общественность.
В частности, проект постановления предусматривает, что криптовалютные игроки должны идентифицировать участвующие стороны с первого евро транзакции. Что это значит? С первого евро сделки платформы должны будут предоставлять информацию о личности клиентов и бенефициаров сделки. Все централизованные платформы априори являются заинтересованными (Binance, Coinbase и т.д.). Постановление также распространяется на переводы с или на нехостинговые кошельки.
“Проверка личности бенефициарного владельца нехостингового портфеля будет обязательной для крупных переводов свыше 1 000 евро, когда перевод осуществляется в портфель, принадлежащий клиенту CASP, или из него”.
Однако текст содержит исключения, он не будет применяться к P2P-переводам.
В то время как Европейский Союз (ЕС) приветствует этот текст, считая, что он объединяет и примиряет борьбу с отмыванием денег и терроризмом, защиту потребителей и конкурентоспособность, криптографическое сообщество видит его иначе.
Фаустин Флерет, вице-президент АДАН, считает, что это постановление будет иметь пагубные последствия для участников рынка, инвестирующих в Европейский Союз. Она считает, что это постановление создает много трудностей:
“С одной стороны, оперативная деятельность в отсутствие европейских решений. Они необходимы как гаранты нашего цифрового суверенитета и защиты стратегической информации и данных на этих новых рынках. С другой стороны, с точки зрения международной конкурентоспособности сектора в то время, когда Европа движется все быстрее и дальше. К сожалению, сфера действия TFR охватывает все операции с криптоактивами (начиная с первого евро), а также операции между платформами и “нехостинговыми кошельками”. Наконец, если надзор не последует, это в конечном итоге окажется губительным для европейской промышленности перед лицом ее иностранных конкурентов. Таким образом, постановление не достигнет своих целей.